Воспитательная работа

Главная  /  Основные сведения  /  Воспитательная работа

Воспитательная работа

Время, в котором мы живем — это новый, более высокий уровень развития человеческого интеллекта и качественного повышения духовно-нравственного потенциала общества.

Проводимая воспитательная работа в СПб ГБУ «Центр содействия семейному воспитанию № 12» направлена на решение главной задачи – раскрытию потенциальных возможностей личности ребенка и созданию условий для их реализации.

Содержание образования, педагогические технологии продумываются таким образом, чтобы в первую очередь разбудить активность каждого воспитанника, поскольку только через интенсивное взаимодействие с миром совершается развитие личности.

Наше учреждение — учреждение, которое становится для детей основной моделью социального мира, и от того, как будет построен процесс воспитания, зависит приобретение ими социального опыта, формирование основ человеческих взаимоотношений, умений и навыков обеспечения личной жизни и трудовой деятельности.

Воспитательная система учреждения направлена на развитие личности с высоким уровнем адаптивности. Сложившиеся традиции играют связующую роль между поколениями воспитанников, которые проходили и проходят через определенные этапы жизни в учреждении, становясь некими отправными точками единения.

Главная миссия нашего учреждения – содействие социализации воспитанников, создание условия для полноценного развития личности ребенка, его самореализации. В учреждении каждый ребенок открывает свои способности, таланты, обретает друзей. Это мастерская культуры — умственной, коммуникативной, эмоциональной и этической деятельности, это заведение, готовящее к жизни среди людей и для людей.

Цель воспитательной работы — создание единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого ребенка, а именно формирование духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей на современном уровне, умеющей ориентироваться в социокультурных условиях.

Задачи воспитательного процесса:
— Создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих формированию и развитию базовых компетенций воспитанников, обеспечивающих успешную интеграцию в социокультурную среду,
— Формирование гуманистической позиции во взаимодействии с людьми, гражданских норм жизни в обществе,
— Воспитание нравственных, семейных ценностей с целью подготовки детей к проживанию в семье, создания собственной семьи.
— Формирование стремления воспитанников достигать успеха через результаты собственного труда, воспитание уважения и любви к труду,
— Развитие способности подростков выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда.
— Развитие творческой индивидуальности через органы детского самоуправления и систему дополнительного образования.
— Обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников.

Перечисленные задачи должны решаться через совершенствование методики воспитательной, индивидуальной и групповой работы, коррекционно — развивающей деятельности на основе диагностической работы, развития способностей и природных задатков детей, повышение мотивации к самосовершенствованию.

Для организации воспитательной работы в учреждении реализуются следующие виды деятельности:
— игровая;
— познавательная деятельность;
— проблемно-ценностное общение;
— художественное творчество;
— социальное творчество;
— трудовая деятельность;
— спортивно-оздоровительная деятельность;
— туристско-краеведческая деятельность;
— досугово-развлекательная деятельность.

Используемые методы воспитания:
— Метод исследования личности (диагностика): анкетирование, тестирование.
— Методы формирования сознания личности (игры, часы общения, беседы, лекции, презентации, дискуссии, деловые и ролевые игры).
— Метод творческого самовыражения (работа в творческой мастерской, участие в конкурсах).
— Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании (педагогическое наблюдение, беседы с воспитанниками).

Воспитательная система нашего учреждения включает в себя:
— психологическую реабилитацию и социальную адаптацию;
— дополнительное образование детей в детских творческих объединениях и спортивных секциях;
— профилактическую работу;
— профориентацию;
— внеурочную деятельность: подготовку и проведение общих мероприятий- праздников, акций, соревнований, конкурсов, КВН, викторин, тематических занятий;
— организованный досуг: посещение кинотеатров, выставок, театров, экскурсий, библиотек, досуговых центров, цирка и т. д.;
— детское самоуправление;
— общественно-полезный труд;
— проектную деятельность;
— воспитательную работу в группах.

Вся воспитательная работа направлена на формирование базовых компетенций у воспитанников. Компетентность – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены, благодаря обучению. Компетенция не сводится ни к знаниям, ни к навыкам, быть компетентным не означает быть учёным или образованным.

В наше непростое, противоречивое время сложно определить перечень ключевых компетенций. Поэтому мы можем говорить о некоторой совокупности компетенций, особенно актуальных для нашего учреждения. Перед педагогическим коллективом стоит важнейшая задача – выпустить в самостоятельную жизнь человека, у которого сформированы основные ключевые компетенции:
— в области общественно-политической деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина);
— социально- экономической сфере (анализ собственных профессиональных склонностей и возможностей, приобретение навыков организации труда, знание норм трудовой и коллективной этики и т.д.);
— учебно — познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение её анализировать, критически мыслить и т.д.);
— социально — гражданские (свободное ориентирование в жизни гражданского общества, соблюдение общих правил поведения, установленных государством, наличие социально- значимых нравственных ценностных ориентиров, гражданской активности);
— коммуникативные (умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым, владение навыками общения);
— продуктивная (потребность в труде, умение работать, зарабатывать, умение принимать решения и нести ответственность за них);
— личностная (стремление к самосовершенствованию, самостроительству, творческому саморазвитию, готовность к социальной мобильности, креативность).

Воспитательный процесс осуществляется учреждением в следующих сферах:
— Обучения воспитанников (деятельность педагога и ребенка по освоению учебного материала, социальных навыков и приобретения необходимого социального и допрофессионального опыта и подготовку в рамках социально-ориентированного обучения, самообразования, участия в тренингах социальной компетентности). Результатом такой деятельности должен стать усвоенный детьми разнообразный социальный опыт как приобретённый ресурс для последующего развития и профессиональной самореализации.
— Жизнеобеспечения воспитанников (трудовая деятельность взрослых и детей в столовой, по поддержанию порядка в доме, на территории и т.д.). Воспитанники должны получить тот багаж знаний и навыков, который поможет им наладить свой быт и семейную жизнь в будущем.
— Дополнительного образования (деятельность ребенка по интересам — досуговая, спортивная, социальная, клубная и пр.). Результатом данной деятельности должно стать открытие и реализация детьми своих талантов и продуктивных творческих способностей.
— Подготовки к самостоятельной жизни через социальное проектирование и сопровождение процесса жизненного и профессионального самоопределения. Данная деятельность включает наработки предыдущих направлений и вместе с тем выделяется в качестве самостоятельного направления.

Мы видим смысл современного воспитательного процесса в формировании человека с личным суверенитетом, свободного и творческого, способного непрерывно самоопределяться не только и не столько по целям деятельности, сколько по важнейшим ценностям общества. Только такой человек сможет по зову своей души комфортно чувствовать себя в социуме, обеспечивать себя в нем всем необходимым, включаться в социальное сотворчество, сущностно влиять на общественное возрождение, осознанно его прогнозировать и осуществлять.

Файлы для скачивания:

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА
Отчет о воспитательной работе в 2024 году
План воспитательной работы на 2025 год
План-график проведения мероприятий на 2025 год


Дата публикации: 27.09.2025. | 21:55